Постановление Правительства РФ № 153: общий обзор требований

17.12.2018

13.02.2018 Правительство РФ утвердило Постановление № 153, утверждающее стандарты оснащения пассажирского и грузового транспорта спутниковым навигационным оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Сам документ доступен по этой ссылке или на официальной странице Правительства РФ. В этом обзоре будут рассмотрены основные положения Постановления, а также моменты, на которые необходимо обратить внимание руководству компаний, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки.

Зачем нужно оснащать транспорт АСН?

Аппаратура спутниковой навигации (АСН) устанавливается на транспортное средство с целью его пространственно-временного отслеживания. Она передает в Ространснадзор данные о его географическом положении, скорости и направлении движения, дате и времени фиксации. Установка АСН осуществляется для решения следующих задач:

  • эффективного использования техники, уменьшения пробега, оптимизации маршрутов;
  • обеспечения безопасной транспортировки пассажиров и опасных грузов;
  • предотвращения хищения горючего недобросовестными водителями, “накрутки” пробега и других манипуляций;
  • объективной оценки технического состояния техники и потребности в ремонте или техобслуживании автопарка.

АСН передает данные с промежутком не более 30 секунд посредством информационной системы “ЭРА-ГЛОНАСС”, благодаря чему регистрация положения транспортного средства производится в режиме реального времени.

Какие транспортные средства оснащаются АСН?

Согласно утвержденным Постановлением стандартам, оборудование для спутникового позиционирования устанавливается на автотранспортные средства следующих классов:

  • Категория М. Пассажирские автотранспортные средства с максимально допустимой массой не более 5 т (М2) и выше 5 т (М3), в конструкции которых предусмотрено более 8 посадочных мест без учета водительского.
  • Категория N. Грузовой транспорт с максимальной разрешенной массой до 3,5 т (N1), свыше 3,5 т, но не более 12 т (N2) и превышающей 12 т (N3).

Рассматриваемое Постановление Правительства РФ распространяется на всю грузовую технику, если на ней перевозятся опасные грузы (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые вещества, радиоактивные материалы и т. д.). Предусмотренные в документе требования не относятся к автотранспорту, используемому военными структурами, органами правопорядка, правительственными службами, иностранными или международными делегациями и в других подобных случаях.

Ключевые моменты

Следует отметить ряд важных моментов Постановления Правительства РФ № 153, которые необходимо учитывать владельцам автотранспортных средств, осуществляющих коммерческие пассажирские и грузовые перевозки:

  • До 13 апреля 2018 года ТС, уже оснащенные или запланированные на оборудование терминалами GPS/ГЛОНАСС, должны быть идентифицированы в системе “ЭРА-ГЛОНАСС”, включающую передачу телеметрии на сервера АО «ГЛОНАСС» посредством сим-карт (чипов) АО «ГЛОНАСС».
  • Аппаратура, установленная после 13 апреля 2018 года, должна соответствовать стандартам, определенным в пункте 117 технического регламента Таможенного союза 018/2011, и быть сертифицирована по форме “2с”.
  • АСН, установленная до 13.04.2018, регистрируется в системе “ЭРА-ГЛОНАСС” без обязательного полного соответствия правилам пункта 117. Транспортные средства, оборудованные АСН до этой даты, не нужно переоснащать, если аппаратура поддерживает протокол EGTS.
  • Для подтверждения оснащения транспортной техники АСН до вступления рассматриваемого Постановления в силу, ее владельцу нужно было предъявлять надзорным органам документы, подтверждающие время оборудования ТС - договор на установку, акты оказания услуг, свидетельство о постановке на баланс и т. д.
  • Идентификация оборудования подразумевает наличие универсальной абонентской карты с профилем сети подвижной радиотелефонной связи системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

В России на данный момент имеется 3 центра, уполномоченных сертифицировать автотранспорт в соответствии с пунктом 117 ТР ТС:

  • ИЛ «ЭРА» АНО СЦ «Связь-Сертификат»;
  • Филиал ФГУП НИИР — ИЦ «Омега»;
  • ИЦ НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ».

Алгоритм оснащения и регистрации АСН

Данная процедура осуществляется в несколько этапов:

  • собственник транспортного средства заключает с АО “ГЛОНАСС” соглашение на подключение АСН к ГАИС “ЭРА-ГЛОНАСС”, передачу данных в Ространснадзор, а также на предоставление дополнительных услуг (при необходимости);
  • далее владелец ТС получает универсальную идентификационную карту абонента (USIM) с профилем подвижной радиотелефонной связи;
  • транспортное средство оборудуется АСН владельцем, сторонним подрядчиком или самой АО “ГЛОНАСС” (ее агентом), после чего в нее устанавливается USIM-карта;
  • владелец ТС подает в АО “ГЛОНАСС” перечень документов для регистрации в ГАИС “ЭРА-ГЛОНАСС”, после чего агент осуществляет их проверку и передачу, а по завершении идентификации в системе информирует об этом клиента.

Подробный порядок действий и перечень необходимых документов можно посмотреть на соответствующей странице сайта АО “ГЛОНАСС”.

Как новые правила сказываются на транспортных услугах?

Принятие Правительством РФ данного постановления преследовало вполне прагматичные цели. Оборудование для спутниковой навигации стало впервые устанавливаться на автотранспорт в странах Европы уже в конце прошлого века, значительно повысив эффективность использования компаниями-перевозчиками своих автопарков - их положительный опыт было решено применить и в нашей стране. На рынок транспортных услуг это повлияло следующим образом:

  • собственники транспортных средств сократили расходы, связанные с нерациональным применением и высоким износом техники, за счет ее своевременного техобслуживания и ремонта, а также разработки оптимальных логистических решений;
  • сократилось количество попыток хищения топлива и накрутки лишнего пробега водителями транспортных средств, благодаря чему повысился общий уровень профессионализма и качество услуг в сфере пассажирских и грузовых перевозок.

Еще одним немаловажным фактом касательно Постановления №153 является ориентация прежде всего на отечественную систему спутниковой навигации ГЛОНАСС, достигшей необходимого уровня надежности и точности позиционирования. С одной стороны, это позволит снизить зависимость от поставок импортного оборудования, ориентированного прежде всего на американскую GPS, с другой - стимулирует отечественных производителей микроэлектроники разрабатывать и выпускать АСН, что способствует общему развитию российской электронной базы.

Постановление Правительства РФ № 153

В связи с новым законом, мы предлагаем установку устройства вызова экспертных оперативных служб с функцией аппаратуры спутниковой навигации FORT-112EG-M.


Цена: 27 000 р
Руководство по эксплуатации FORT-112EG-M
Сертификат соответствия FORT-112EG-M