Вопрос-Ответ

Замена аналогово тахографа на цифровой

Аналоговый тахограф записывает информацию только на бумаге, в отличие от цифрового, который производит регистрацию данных в электронном виде на специальных карточках водителя. На текущий момент на законодательном уровне запрещено использование таких приборов на ТС категорий M2, M3, N2, N3.

Об этом говорится в приказе Минтранса №348, который вносит изменения в ранее опубликованный приказ №273. В документе также прописываются сроки замены аналогового устройства на цифровой – до 01.06.16 г. Таким образом, все ранее установленные приборы с шайбами могли эксплуатироваться только до указанной даты

В каких случаях делается калибровка?

Калибровка тахографа выполняется в таких случаях:

  • Впервые – при установке прибора на ТС после окончания процесса активации контрольного устройства. Необходимо учитывать, что некалиброванное устройство приравнивается к неисправному в ходе проведения проверки контролирующим органом;
  • Плановые – по мере наступления предписанных сроков. Для приборов ЕСТР это 2 года с момента предшествующего осмотра, для тахографов с СКЗИ – 3 года;
  • Вынужденные – при наступлении одной из следующих ситуаций:
    • ремонт или замена одного из компонентов системы;
    • отсутствие калибровочной таблички, пломб на корпусе или датчике скорости;
    • ремонт КПП транспортного средства;
    • высокий износ покрышек или полная замена колес;
    • изменения в регистрационных данных ТС (если установлен тахограф с СКЗИ, то в этом случае сначала меняется блок, а после этого производится активация и калибровка).

После калибровки, установки пломб и таблиц прибор готов к использованию.

Какие транспортные средства должны быть оснащены тахографами

Согласно законодательству РФ, все транспортные средства, перевозящие более 8 пассажиров или имеющие грузоподъемность свыше 3,5 тонн, должны быть оборудованы соответствующими приборами. Это относится к автомобилям и автобусам, совершающим коммерческие рейсы.

Тахографы позволяют контролировать различные параметры движения ТС (скорость, пробег, время в пути), а также соблюдение водителем режима труда и отдыха. Установка прибора не только помогает оптимизировать затраты топлива и снизить до нуля вероятность нецелевого использования транспортного средства, но и обеспечить должный уровень безопасности на дорогах.

Когда необходимо менять блок СКЗИ?

Блок СКЗИ обеспечивает создание и проверку цифровой подписи, защиту и привязку информации к координатам и времени. Он шифрует данные, сохраняет их в электронном виде и выдает по запросу. Также на блоке содержится информация о версии ПО, производителе прибора и платы, дате изготовления, серийном номере и времени активации.

Срок действия цифровой подписи составляет 36 месяцев. По истечении этого периода (дата отсчета – активация) блок СКЗИ необходимо заменить.

Отличие тахографа СКЗИ от ESTR

Тахограф ЕСТР – это устройство, имеющее международный сертификат и соответствующее требованиям соглашения ЕСТР. Такие приборы устанавливаются на европейскую технику и ТС, которые совершают поездки по странам ЕС.

Тахограф с СКЗИ – это прибор с блоком криптозащиты, на котором собирается и хранится вся информация. Он находится под действием закона о защите гостайны, подлежит лицензированию ФСБ, может использоваться только в РФ. Поэтому запрещен выезд ТС, оснащенного устройством с СКЗИ, за пределы страны.

Можно ли самостоятельно установить тахограф?

В законодательных актах четко прописано, что установкой могут заниматься организации, имеющие лицензию ФСБ и специальное оборудование для калибровки. Также требуется наличие карты мастерской. Поэтому не представляется возможной самостоятельная установка тахографа.

Пытаться сделать это бесполезно, так как данные с такого прибора не имеют юридической силы. В результате на владельца ТС будет наложен штраф за использование транспортного средства без устройства.

Можно ли водителю иметь несколько карт для тахографа?

Каждый водитель обязан иметь такую карту – это доступ к прибору. Однако у него не может быть более единицы каждого формата. Допускается, что водитель одновременно владеет картами СКЗИ, ESTR и БСКЗИ по 1 экземпляру.

Приведем расшифровку аббревиатур:

  • СКЗИ – средство криптографической защиты информации. Такими устройствами оснащаются все тахографы, которые устанавливаются на автомобили и автобусы для эксплуатации в Российской Федерации;
  • ESTR – европейские соглашение о работе водителей. Тахографы с таким блоком должны быть на каждом ТС, которое совершает грузовые или пассажирские перевозки на территории стран-участниц;
  • БСКЗИ – устаревшая конструкция приборов, в которых отсутствует модуль криптозащиты. Они не соответствуют приказу Минтранса No36 и не могут эксплуатироваться на территории Российской Федерации.

Стоит отметить, что на одном автомобиле не может быть установлено сразу два тахографа. Таким образом, если у водителя есть, допустим, карты СКЗИ и ESTR, это означает, что он совершает рейсы на территории РФ и Европы на разных транспортных средствах.

Возможно ли эксплуатация ТС, ранее оснащенных тахографом российского или сертифицированного европейского образца?

Сроки установки с блоками СКЗИ на ТС определены в приказе №36 Минтранса России от 13.02.13. При этом разрешенный период использования ранее установленных тахографов ESTR или соответствующих Техрегламенту о безопасности колесных ТС (постановление Правительства РФ № 720 от 10.09.09) установлен приказом №273 Минтранса РФ от 21.08.13.

Эти документы претерпели несколько изменений и в окончательной редакции трактуют следующие сроки, в которые можно использовать ТС без оснащения тахографом с блоком СКЗИ:

  • для ТС кат. N2, N3, М2, М3 с техническими средствами контроля, отвечающими пунктам Европейского соглашения (ЕСТР, Женева, 1.07.70) и установленными производителями, – до 01.01.18. Исключениями являются ТС, оснащенные контролирующими приборами, которые не обеспечивают регистрацию собираемых данных на пластиковые карты тахографа с электронным носителем информации;
  • для ТС кат. N2, N3, М2, М3, на которые в условиях мастерских были установлены средства контроля до вступления в силу текущего Порядка, – до 01.01.18. При этом контролирующие приборы должны соответствовать требованиям Техрегламента о безопасности колесных ТС, утвержденного 720-м Постановлением Правительства РФ. Исключения аналогичны предыдущему пункту;
  • для ТС кат. N2, N3, М2, М3 с установленными контролирующими средствами, которые не имеют возможности записывать информацию на карты тахографа с электронными чипами, – до 01.07.16.

Таким образом, после 01.01.2018 года все перечисленные ТС должны быть оснащены тахографами с блоками СКЗИ и возможностью сохранять данные на картах с электронными носителями данных.